Организация

Однозначное определение понятия «организа­ции» сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуаци­ях. Понятие «организация» включает в себя две' составляющие — дифференциация, «расчлене­ние», и объединение и координация одновременно. В классической теории управления (напр. Etzioni, 1977) понятие организации сопряжено с разделе­нием труда. При этом разделение труда характе­ризуется как форма координации производства; трудящиеся должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать свою деятельность с их работой. На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в ко­торой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения об­щей цели.

Организации являются результатом целевого ра­ционального мышления и регулируемого сотруд­ничества. Им присущи следующие признаки:

— они образованы осознанно и целенаправлен­но для достижения определенной цели или назна­чения;

— в них существует продуманно созданный и об­щеобязательный порядок или структура;

— с их помощью активность членов организа­ции и используемые ими средства должны обеспе­чить достижение цели.

Организация в некотором смысле слова — ин­струмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организаци­ей, не обязательно совпадает с целями участвую­щих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимули­рования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.

Дифференциация задач и связанная с ней коор­динация влияют на структуру и форму организации. Чем более развита специализация, тем многосто­роннее и сложнее будут административные функ­ции организации, ее планирование, координация, мотивирование и т.д., тем многограннее будет структура организации. По своей структуре органи­зации чаще всего похожи на пирамиду, в которой задачи дифференцированы на нескольких уровнях.

Кроме горизонтального разделения труда, в орга­низации всегда имеются также координация, ру­ководство и различные специализации по верти­кальной линии.

Основоположник социологического исследования организации М. Вебер (1947) рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические осно­вы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализи­рованной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.

Преимущества бюрократии проявляются наибо­лее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполне­нии служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональ­ные и эмоциальные элементы. В соответствии с этим бюрократии присущи:



— рациональность;

— надежность;

— экономичность и эффективность;

— безличность;

— специальные и рутинные задачи;

— нейтральность;

— иерархичность;

— законность правил действия;

— централизация власти.

Бюрократическая система управления рациональ­на и способствует достижению целей организации. Ее можно назвать «официальной организацией».

Согласно Амитаи Этциони (Amitai Etzioni, 1977), официальная организация включает в себя разделе­ние задач и власти, а также установленные работо­дателем правила поведения членов организации.

Наряду с официальной организацией в каждой организации образуется также неофициальная орга­низация, которая основывается на взаимоотноше­ниях и личном выборе членов общности и которая характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает значитель­ное воздействие на официальную и стремится изме­нять существующие в последней отношения по своему желанию. Организацию можно считать тем более эффективной, чем положительнее отклик, получа­емый официальной стороной от неофициальной.

Наибольшее внимание официальной и неофици­альной организациям уделяется в научных иссле­дованиях, посвященных различным проблемам, аспектам трудовой деятельности людей.


5525146457356594.html
5525178957475855.html
    PR.RU™