Японская модель управления

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её историче­ские особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управ­ления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что япон­цы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Японская модель управления оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система. Особенности, которые характеризуют японский менеджмент:

максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые ориентировались на применение передовой техники и психологических методов;

основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Он учитывает и использует десятки специфических, неповторимых элементов. И вполне естественно, что такая система управления, которая больше ориентирована на «искусство», чем другие, оказалась лучше при­способленной к постоянным изменениям производства.

Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответст­венность, индивидуальный учет производительности. Существует система по­жизненного найма. В японском менеджменте не человека подбирают под долж­ность, а наоборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов че­ловека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.

В целом японский менеджмент ориентируется на самые новые подходы в управлении в условиях научно-технической революции. Так, заслуживает внима­ния подход к планированию в японских фирмах, где преобладает ориентация на долгосрочное планирование.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все мо­рально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чув­ство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение дохо­дов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоя­нию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Иосихара, есть шесть характерных признаков японского управления:

1 Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гаран­тии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Ста­бильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство кор­поративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руково­дством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и ря­довыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улуч­шения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественно­го увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного на­правления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.



2 Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных цен­ностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребите­ля, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпора­тивные ценности на всех уровнях.

3 Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематиче­скому использованию для повышения экономической эффективности производст­ва и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во мно­гих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно прове­ряют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть гряду­щие трудности на ранних этапах их возникновения.



4 Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляю­щие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная за­бота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя за­ключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5 Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро спра­вится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникно­вения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производст­венных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6 Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высо­кого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Ру­ководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производи­тельность благодаря чистоте и порядку.

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является кон­цепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приво­дит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворе­ние. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мас­терства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовле­творение.

17 Современное состояние теории управления. Новая парадигма управления.

Итак, в теории и практике современного мирового менедж­мента сосуществуют и взаимодействуют три основных подхода: системный, процессный и ситуационный. Существует огромное число концепций, подходов, школ, трактовок, что вызывает трудности обобщения, синтеза результатов. Концепцией, позво­ляющей дать надежную основу для дальнейшего развития тео­рии управления, является ситуационный подход.

Как уже было сказано, согласно этому подходу любая орга­низация — открытая система, взаимодействующая со средой, а все происходящее внутри нее и составляющее содержание эф­фективного управления нельзя охарактеризовать без основного понятия современного менеджмента — адаптации. Возникают новые направления и течения, перспективные тенденции раз­вития теории управления. Это — концепции «стратегического менеджмента» и «управления персоналом, «организационной культуры». Последнюю концепцию считают «теоретическим прорывом» в управленческой мысли 80-х годов. Все работаю­щие имеют общие цели и принимают непосредственное и заин­тересованное участие в выработке путей достижения этих це­лей. Особенно широко организационная культура как мощное средство управления используется в Японии. В последнее вре­мя с японским опытом связаны наиболее яркие страницы ис­тории менеджмента. Японские специалисты, основательно изучив американский менеджмент и позаимствовав из него все самое рациональное, построили свою модель управления. Принципиальное различие между западной и японской концеп­циями менеджмента заключается в следующем: в первом слу­чае преобладает ориентация на конечный результат, а во вто­ром — на человеческий фактор. Основа японского подхода — идеи самоуправления и самоконтроля. Поощряются способно­сти работников, стимулируется их развитие, упор делается на партнерство и сотрудничество, взаимопомощь, формирование корпоративного духа. Большое внимание уделяется заботе о моральном состоянии работников. Принимая человека на рабо­ту, администрация интересуется не только его профессиональ­ными качествами, но и морально-этическими, его желанием упорно трудиться и умением вписаться в групповую деятель­ность.


5293639470491472.html
5293694728811419.html
    PR.RU™